Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 "Журавушка"

статьи

 

 

  Статья в журнал "Психология XXI век"

          

Петрова Ирина Валерьевна

Отдел детских дошкольных учреждений Комитета по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», г. Краснокаменск

Епиченко Галина Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №18 «Журавушка», г. Краснокаменск

 

           Для дошкольного образования города Краснокаменска характерны вариативность, гибкость и определение  образовательных программ, внедрение инноваций в процесс обучения и воспитания детей. Поэтому роль психологической службы в реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ чрезвычайно велика. А начиналось становление Службы в далёком 1991году с выходом инструктивно- методического письма ГК СССР от 27. 04. 1989 г. № 16 «О введении в штаты ДОУ педагогов – психологов». Тогда, Отдел детских дошкольных учреждений  под руководством А.П. Литвиновой, принимает решение о переподготовке своих специалистов по дошкольному воспитанию. Совместно с ЧИПКРО, с Центром прикладной и практической психологии города Читы набирается группа дошкольных работников, которая в течение 1992 – 1994 гг. обучается в Томском филиале СПб государственного университета. Именно они становятся проводниками – новаторами в деле становления, функционирования Службы. Началось формирование нормативно-правовой базы Службы, оформлялось и подкреплялось методическим обеспечением содержание психологической работы с детьми, родителями, воспитателями. Базовое образование по дошкольной педагогике и психологии, полученное в педагогических институтах города Иркутска, Комсомольска – на – Амуре позволило многим, тогда, специалистам встать на должность педагога – психолога и «по крупицам» формировать тот опыт, который сегодня заслуживает особого внимания. Психолого - педагогической службе муниципальной системы дошкольного образования Краснокаменского района Забайкальского края 21 год. На сегодня она занимает определенную, стабильную позицию, имеет сложившиеся приоритеты в содержании деятельности и главной целью определяет обеспечение психического, психологического и социального  здоровья детей на каждом возрастном этапе.

          Объектами психологической поддержки в Краснокаменском районе выступают:  дошкольные образовательные учреждения - 20 (из них 7 ДОУ сельского района); воспитатели –349 чел., руководящие работники дошкольных образовательных учреждений (заведующие и заместители заведующих по воспитанию и методической работе) – 33чел; специалисты (музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, учителя-логопеды) –51чел. Методическое сопровождение психологической службы осуществляет главный специалист Отдела детских дошкольных учреждений Комитета по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», руководитель межрегиональной проблемно-творческой группы педагогов-психологов района по теме «Психолого-педагогическое обеспечение формирования универсальных учебных действий и их предпосылок у детей дошкольного возраста» в рамках  сетевой модели федерально-регионально-муниципальной методической службы (ФРММС). Опыт работы психологической службы района опубликован во Всероссийских журналах -  «Управление ДОУ», «Воспитатель ДОУ» и других изданиях. В них представлены материалы районного конкурса: организация, опыт, традиции  (из практики работы педагогов-психологов ДОУ г. Краснокаменска), материалы психологического курса для педагогов образования «Как обрести душевное равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими». Территория муниципального района, в период с 2008 по 2010 годы, участвовала в   федеральном эксперименте по апробации модели психологической службы в условиях введения и реализации федеральных государственных требований в ДОУ. Опыт педагогов-психологов по раннему выявлению, сопровождению и развитию детей, имеющих ярко выраженные творческие способности был представлен в рамках конференции по психологическому сопровождению профильной и предпрофильной подготовки детей на базе города Краснокаменска в 2008 году для педагогических работников Забайкальского края. В структуре Службы– 12 специализированных кабинетов педагогов – психологов; 13 педагогов – психологов с высшим образованием; 2 (16%) – с I категорией, , 7 (54%) – с высшей категорией, 4 (30%) – без категории. Стаж психологической работы большинства педагогов-психологов более 10 лет - 9 (70%),  до 6 лет -1 (7%), 1 год -3 (23%). В муниципальной системе психологической службы функционирует школа практического психолога, которой руководит опытный педагог-психолог, организатор региональной инновационной площадки   «Создание социальной ситуации развития детей раннего возраста в дошкольном учреждении «Ладонь, полная солнца». В целях развития службы практической психологии  в муниципальной системе дошкольного образования района, а также повышения доступности в услугах педагога-психолога на протяжении многих лет реализуется  модель  психологического сопровождения субъектов образовательного процесса. Для эффективного осуществления работы созданы соответствующие условия. Помимо традиционных для психологов форм работы (проведение семинаров, тренингов) психологи используют и новые – проблемные мастерские, мастер-классы, годичные команды воспитателей, группы профессионального общения. Это обусловлено профессиональным ростом психологов и отражает очередной этап развития психологической службы в целом. За высокие показатели в психолого-педагогической деятельности 3 педагога-психолога имеют звание «Почетный работник общего образования РФ. Современное управление дошкольным образованием города, внедрение инновационных программ и технологий, высокий уровень и качество воспитательно-образовательного процесса, современные условия предметно-развивающего пространства дают возможность Службе Краснокаменского района достигать высоких результатов федерального, регионального, муниципального уровней: победитель областного конкурса моделей Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения по разработке системы взаимодействия участников образовательного процесса ДОУ; победитель краевого заочного конкурса «Психологические информационные материалы и газеты»; участник Всероссийского конкурса авторских психологических программ; участник Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок; участник Всероссийского эксперимента по апробации «Примерной общеобразовательной программы образования, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста»; победитель Всероссийского совещания-конкурса в номинации «Разработка психолого-педагогических материалов по апробации Программы …»; участник научно-практических конференций: «Психология школьного образования»,  Чита, 2008 г; «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ», Чита, 2011, «Инновационные процессы в дошкольном образовании», СПб, 2012.           Профессионализм в работе педагогов-психологов – результат повышения психологической грамотности педагогов, родителей. Тренинги, декады психологии, клубы и лектории – все это способствует закреплению престижа профессии психолога ДОУ в системе общего  образования. Стали доброй традицией проведение психологических акций: пожеланий родителей в форме «Писем в будущее», акций «Кораблики предсказаний», «Не проходите мимо…», «Здесь был Вася…». Такие акции создают условия для выражения как отрицательных, так и положительных эмоций, тревожных состояний и т.п., являясь по сути одним из способов психологической разгрузки, понимания и решения некоторых проблем воспитания и образования детей. Не меньшей популярностью среди родителей ДОУ пользуются занятия по авторским психологическим программам, как например, «Путешествие в страну добрых отношений». Это программа направлена на устранение нарушений в детско – родительских отношениях при совместном участии в коррекционном процессе детей и их родителей. Именно в дошкольном возрасте идет активное становление представлений о том, какой должна быть семья, строится «жизненный сценарий». Поэтому актуальность данной программы обусловлена важностью повышения воспитательного потенциала института семьи. Использование активных форм работы с родителями повышает интерес к мероприятиям в ДОУ, улучшает отношение к учреждению в целом. В результате, родители не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе и своей компетентности, уходят с новыми идеями и повысившейся самооценкой.

           Таким образом, ключевой идеей практической психологии дошкольного образования Краснокаменского района Забайкальского края является идея развития и социализации личности ребенка, запуска механизмов развития и саморазвития психологической службы и всех ее подсистем, превращения дошкольного образования в действенный фактор развития нашей территории и общества    в целом.

 

 

           Акция «Доброе сердце»

 или Жизнь дана на добрые дела.

 

Давно уже стало традицией в нашем дошкольном учреждении проводить акции добрых дел.  Это акции по сбору книг для детей сельских детских садов «Подари другу книгу»,  изготовления и  дарения прохожим на улицах города бумажных голубей к празднику Победы «Мы за мир», раздача памяток и рисунков «Мы против жестокого обращения с детьми», «За безопасность движения» и др.   Целями данных акций являются формирование у дошколят начал гражданской активности, ценностных ориентаций, воспитание готовности эмоционально откликаться на нужды сверстников, действовать во благо окружающих. Вот и на этот раз в «Журавушке» прошла  акция «Доброе сердце».  Все мы знаем, что дети любят рисовать, лепить, клеить и мы решили подарить детям из приюта «Доброта» материалы для творчества. Конечно, эти добрые дела невозможно совершить  без участия родителей и  мы обратились к ним с просьбой поддержать нас в оказании помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Собранные подарки: краски, карандаши, альбомы, цветную бумагу, пластилин  -  ребята и воспитатели заботливо упаковали в красивые коробки и пакеты. С детьми были проведены беседы о добрых поступках и ценности проявления заботы к тем, кто в ней нуждается. Подготовили небольшой концерт.  И вот, в погожий денек * марта мы отправились к ребятам в приют «Доброта» с подарками. Встреча прошла в теплой неформальной обстановке.  Наши ребята спели песенку, исполнили зажигательный танец… А по окончании концерта все вместе, и дети и сотрудники в уютной студии пили чай со сладким пирогом. Ребята из приюта самостоятельно  приготовили и преподнесли нашим дошколятам подарки, сделанные своими руками.  Радовались все: и дети, и взрослые, потому что нет более счастливых дел на свете, чем дарить тепло и добро своих сердец.

 

 

Из опыта проведения психологических акций в дошкольном учреждении.

 

В социальной ситуации сегодняшнего времени отчужденность, конкуренция и индивидуализм становятся  нормативом поведения современного человека. Многие находятся в режиме экономии своих физических и психических ресурсов, стремятся к отстраненности и независимости друг от друга. Л.С. Выготский еще в начале прошлого века говорил о феномене «засушенного сердца». Под этим термином он понимал  черствость, а порою полное отсутствие чувств во взаимоотношениях между людьми. Такому «обесчувствованию» способствует современная жизнь, в которую включен и ребенок.

 В таких условиях лучшим другом для современного малыша становится телевизор и компьютер. По данным ЮНЕСКО 93% современных ребят в возрасте 3-5 лет смотрят на экран  28 часов в неделю, т.е. 4 часа в день. Ребенок становится эмоционально изолированным, эгоистичным.  Взрослые не всегда проявляют должное внимание к настроению и переживаниям малыша. В таких условиях не приходится говорить о полноценном общении со взрослыми и сверстниками, о гармоничном развитии личности и, поэтому нам представляется особенно важным проведение в детском саду таких мероприятий, которые объединили бы участников образовательного процесса в совместных делах и занятиях. В то же время мы  понимаем, что большинство современных  родителей не обладают достаточным количеством времени и, поэтому приходится подбирать такие формы работы с ними, которые не требовали бы значительных затрат времени, но по силе и глубине воздействия были бы не менее значимы, чем другие мероприятия.

Психологическая акция является одной из форм развивающей педагогической и психологической работы. Психологи знают, что акт развития происходит скачкообразно, через проживание события. Таким событием в нашем дошкольном учреждении мы стараемся сделать проведение психологических акций. По своей сути, психологическая акция – это тематическая среда, часто игровая, которая на определенное время создается организатором.

Основная цель психологических акций – расширение  представлений участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, неформального общения, эмоциональных красок. Участники, обмениваясь опытом, вносят свой вклад  и подпитываются эмоционально-смысловым содержанием, заряжаются общим звучанием события. Психологические акции не мешают разворачиваться другим видам деятельности, но имеют собственное содержание, оформление, правила и результат.

Важной особенностью психологических акций является их ненавязчивость. Они не мешают тем, кто не хочет их замечать. В то же время они окрашивают в новые, яркие краски жизнь тех, кто в них включается.

В нашем дошкольном учреждении мы не обходимся без  психологических акций и с уверенностью можем сказать, что они стали у нас доброй традицией.

Хотелось бы поделиться с коллегами опытом проведения такого вида работы в дошкольном образовательном учреждении.

Психологические акции проводятся в рамках каких – либо крупных мероприятий, организуемых в детском саду,  таких как Декада психологии, День матери, праздник дошкольного работника, краевых социальных акций «Корабль детства» и др. Длиться они могут от одного до 7 – 10 дней, последовательно вовлекая желающих принять участие.

Скажем несколько слов о принципах, на которые мы опираемся при подготовке и проведении акций:

- отсутствие духа соревнования. Мы настраиваем участников на получение удовольствия от совместного дела, а не повышение рейтинга за участие;

- системность и последовательность событий;

- согласованность. Акции проводятся по согласованию с администрацией по заверенному плану и с сообщением участникам об идее акции;

- безопасность, особенно если событие связано с выходом за территорию детского сада.

Подготовку  акций мы осуществляем по следующему алгоритму:

1.     Определение тематики акций, определение их места в  контексте других мероприятий;

2.     Формулирование цели и задач тематической акции;

3.     Осуществление отбора литературы;

4.     Формирование творческой группы, в которую по  тематике акции   включаются  родители, воспитатели,музыкальные работники, воспитатель по физической культуре и др.;

5.     Составление плана акции, определение  места, ответственных.

6.      Проведение предварительной работы. Это подготовка художественно оформленных плакатов и  других материалов:  коробок для сбора книг, конвертов для писем, бланков и проч. Продумывается дизайн помещений, а  также организуется консультирование воспитателей и педагогов - специалистов по вопросам их участия в  акциях.  Значительное место мы уделяем формулированию объявлений для участников акций. Из-за ограниченных возможностей обратиться ко  всем участникам акции лично, обращения составляются в письменной форме. В них мы раскрываем цель акции, описываем действия участников и указываем на значимость  акции лично для родителя и его ребенка.Такое обращение -  это своего рода рассказ о предстоящем событии,  эмоциональный призыв к участию.

7.     Подведение итогов акции: их обсуждение на педсоветах, проведение анкетирования, письменных отзывов о  впечатлениях родителей и  педагогов, рефлексия. С детьми, с целью получения «обратной связи», проводятся беседы о том, что они делали, зачем, какие чувства испытывали, понравилось ли событие, есть ли желание повторить.Таким образом, в акциях можно выделить три основных этапа: мотивации, планируемых действий и завершающего этапа.

Предлагаем вам опыт проведения нескольких акций с участием взрослых и  детей, а также завершающих мероприятий с целью подведения итогов работы.

Акция «Кораблики предсказаний». ( фото 1)

Цель: создать благоприятный эмоциональный климат в учреждении, зарядить положительными эмоциями участников акции.

Материалы и оборудование: к ватману приклеиваются объемные силуэты корабликов со свитками с предсказаниями положительного характера: о получении долгожданного известия, о комплиментах , о долгожданном приходе гостей и т.п.

Инструкция: «Мы предлагаем всем, кто верит в судьбу или просто желает поднять настроение, развернуть один из свитков и узнать, что день грядущий  вам готовит».

Акция «Подари другу книгу» (Фото 2)

Цель: осознание детьми и их родителями вклада в общественное дело, повышение интереса к книге, воспитание у детей отзывчивости и заботливости.

Материалы и оборудование: красиво оформленные коробки для книг с надписью «Для ребят сельских детских садов книги в подарок», объявление с обращением к родителям о сборе книг.

 Эпиграф: « Мы дружны с печатным словом, если б не было его, ни о старом, ни о новом, мы б  не знали б ничего! Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?» (С. Михалков)

Инструкция: «Друзья! У всех есть книжки - горячо любимые и не очень, интересные и полезные, те, которыми можно поделиться, передать, подарить. Детские книжки, которые вы уже прочитали ребенку, с благодарностью примут в дар детишки детских садов.из сельских детских садов. Книжный фонд их групповых библиотечек, к сожалению, не может удовлетворить спрос юных любителей полистать и послушать интересную сказку, рассказ или стишок… Призываем вас вместе с вашими детьми принять участие в добром деле – сборе книг для ребят. Дети будут вам очень благодарны!»

По  завершении сбора в главном холле размещается плакат со словами благодарности: « Мы собрали очень много книг и отвезли их на служебном транспорте в сельский детский сад. Огромное всем спасибо, вы такие молодцы! Все книги шикарные!»

Формы и методы проведения:

- беседа с детьми о добрых поступках, о ценности умения проявлять заботу в отношении тех, кто в ней очень нуждается. Пусть дети поделятся своими знаниями, своим маленьким, но значимым опытом о том, в каких ситуациях человек способен протянуть руку помощи;

- организация сбора книг;

 - упаковка книг в подарочные коробки.

Хочется отметить, что с детьми также проводятся акции «Подарки для малышей», сделанные руками старших дошкольников, в рамках «Цветной декады психологии» - акция дарения подарков «Сиреневые мешочки любви», когда участники дарят друг другу рисунки, конфеты, маленькие открытки и игрушки для того, чтобы порадовать, поддержать, сказать что-то приятное друг другу. Такие акции помогают детям и взрослым почувствовать заботу, тепло и внимание тех, кто рядом.

Акция «Ценности моей семьи». (Фото 3)

Проводится в рамках краевой социальной акции «Корабль детства» накануне празднования дня Победы с родителями и детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: укрепление авторитета семьи, базовых семейных ценностей, воспитание интереса и уважения к истории своей семьи.

Формы и методы:

- домашнее задание родителям: создание листовок, плакатов с рассказами и фотографиями о прадедах – участниках Великой Отечественной войны;

- проведение образовательных событий « Рассказ о героях моей семьи»;

- организация выставок плакатов и листовок.

Акция дарения: «Голубь – символ мира». (Фото 4)

Цель: формирование начал гражданской активности, ценностных ориентаций,  развитие социального интеллекта, воспитание речевой культуры.

Предварительная работа:

- изготовление макетов бумажных голубей  с помощью техник вырезывания и  оригами;

- беседа с детьми о ценности жизни человека на основе литературных произведений, особое внимание уделить теме Великой Отечественной войны.

- игра - репетиция «Мы за мир!» (обсуждение с детьми обращений к прохожим при дарении голубей и приглашения их на парад Победы).

Формы и методы:

- исполнение песни «Пусть всегда будет солнце» для активизации ощущения причастности к общему делу;

- дарение бумажных голубей прохожим, приглашение их на парад победы. Желательно, чтобы при вручении рядом был взрослый (педагог, родитель) и в случае необходимости мог бы оказать поддержку, помочь ребенку.Мы проводили и другие акции, где дети вовлекались в практику реальных социальных проб – «Мы против жестокого обращения с детьми», «За безопасность на дорогах». Дети на улицах города раздавали буклеты, памятки, листовки, свои рисунки

Акция «Здесь был я …» (Фото 5 )

Цель: создание условий для выражения эмоций, мнений и комментариев по заявленной теме.

Материалы и оборудование: ватманы с изображением кирпичного забора.

Эпиграф: «Киса,  - продолжал Остап, - давайте и мы увековечимся. У меня, кстати, и мел есть! Ей – богу, полезу сейчас и напишу: «Киса и Ося здесь были» (И.Ильф, Е. Петров.«Двенадцать стульев»).

Инструкция: «Чтобы быть достойным примером для детей, взрослым много чего нельзя делать. Например, писать на стенах. А мы возьмем да и позволим себе это! На нашем заборе уже есть вопросы и незаконченные фразы. Продолжите их. А еще на нем можно записывать цитаты, шутки, мысли, которыми хочется поделиться…»

Акция «Не проходите мимо…»

Цель: создание условий для выражения отрицательных эмоций, тревожных состояний.

Материалы и оборудование: плакат, оформленный в виде доски объявлений.

Эпиграф (инструкция): «Вы недовольны, печальны, обижены или, напротив, счастья полны. Облегчить страданья, услышать признанья на этой доске можете вы. Пишите о том, что вас беспокоит в детском саду, на работе в семье. Делиться радостью тоже стоит, от этого лучше всем и везде».

Акция  Плейкаст: «Что такое радость»

Цель: оптимизировать настроение взрослых и детей, расширять их представление о заявленной эмоции.

Материалы и оборудование: на листе ватмана изображена большая корзина с цветами.

Инструкция: «Мы предлагаем взрослым и детям ответить на вопрос «Что такое радость?» и свои представления выразить не только словами, но и рисунками на лепестках  цветов. Здесь уместны изречения и пословицы, афоризмы о счастливом состоянии человека, все, что подскажет вам ваше воображение. А музыка…она будет звучать в вашей душе. Протяните руку к прекрасному -  вы являетесь его частью. Желаем вам успехов,  удачных находок и решений».

Акция  для родителей  «Письмо в будущее моего ребенка…» (Фото 6)

Цель: определить, что семья считает приоритетным  в воспитании ребенка.

Материалы и оборудование: большая коробка для писем, оформленная в виде почтового ящика.

Инструкция: «Уважаемые родители, напишите письмо – пожелание своему ребенку. Ваше письмо может касаться как его настоящего, так и его будущего.  Напишите о Ваших  ожиданиях в отношении своих детей».

Параллельно проводилась акция и среди детей «Напиши письмо своим родителям», где малыши сами клеили и украшали конверты, признавались в своих чувствах к родителям, а воспитатели записывали детские послания.

Акция - рефлексия « Наше золотое руно…» (Фото 7)

Цель: обменяться  мнениями и впечатлениями об участии взрослых в  акции, о том, что  навело на размышления, подвести эмоциональный и содержательный итог события.

Материалы и оборудование: плакат с  изображением шкуры золотого барана.

Эпиграф (инструкция): «Именно за золотым руном аргонавты предприняли свое нелегкое путешествие в Колхиду, к царю Эету. Тот, кто владел шкурой необыкновенного золотого барана, непостижимым образом получал гарантию процветания. Выйдя из древнегреческой мифологии, золотое руно стало для человечества символом смыслов и обретений, полученных нелегким путем…». Флеш-моб «Серебряное копытце»

 в рамках акции против жестокого общения с детьми.

Цель: создать ощущение причастности к общему событию, целостности между взрослыми и детьми.

Методы и приемы:

Игра «Серебряное копытце»

Ведущий: ребята,  вы хотите, чтобы добра в мире стало больше? Представьте, что каждый из вас превратился в большого красивого оленя,  у которого на левой ноге серебряное копытце. И, чтобы в мире стало больше добра, стукните копытцем.

Инструкция: Мы- красивые, сильные олени. На вашей левой ножке- серебряное копытце. Как только мы стукнем копытцем о землю, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой монетой мы становимся добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, исходящую от нас. Дети выполняют танцевальные движения под музыку ( копытце, влево - вправо,  покружились, вперед - назад, копытце – движения повторяются).

Ведущий: я вижу, что добра стало больше – вы УЛЫБАЕТЕСЬ! И теперь на память о нашей встрече сфотографируем наши улыбки (делается общее фото)

 Вот некоторые из впечатлений, которыми поделились взрослые участники Декады: «Впечатления положительные, особенно от  плакатов, они поднимают настроение», «Очень понравились цитаты», «Интересно, познавательно», «Хочется, чтобы такие мероприятия проводились регулярно», «Мы стали  ближе друг к другу».

Мы год от года убеждаемся в том, что акции создают единое эмоциональное пространство, обогащают тематическую среду, помогают рефлексии опыта, а главное сближают детей, педагогов и родителей.  Окружающее пространство начинает переживаться как единое целое, а люди – как близкие интересные собеседники. В результате, родители и педагоги не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе и окружающим.

Дата последнего обновления страницы 30.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения