
Подвижные игры для работы с детьми с гиперактивностью.
«Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается . Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
«Ласковые лапки»
Цель: Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и др. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
«Кричалки- шепталки- молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь «кричалка»- можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь -«шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь- дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
«Гвалт»
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников ( по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую- нибудь фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
«Менялки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем игроков. Далее ведущий говорит: «Меняются местами, те у кого… ( светлые волосы, есть часы, черные ботинки и т.п.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что- то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладони – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: « Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?» «Чего не любите», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно заключением договора между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова проиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Говори»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори» давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе потолок?»… «Говори»; Какой у нас сегодня день недели»….» «Говори». «сколько будет два плюс три?» и т.д.
«Броуновское движение»
Цель: развитие умения распределять внимание.
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим выкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры- установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«Час тишины и час можно»
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением.
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку.
«Передай мяч»
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
«Сиамские близнецы»
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что- то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладошки и т.д.
«Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего ( это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое- нибудь слово) дети останавливаются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает их игры.
«Колпак мой треугольный»
Цель: Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову их фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом ( например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове. В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» ( показать рукой на себя». В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
«Слушай команду»
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего ( например, «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.
« Расставь посты»
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном порядке ( в линейку, по кругу и т.д.)
«Король сказал»
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения ( физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал».
«Запрещенное движение»
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например, цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши или покружиться на месте.
«Слушай хлопки»
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» ( стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую- нибудь другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки. А три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Замри»
Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыки ( ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому- то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге останется лишь один играющий.
«Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечами; 3 хлопка – здороваемся спинками.
«Веселая игра с колокольчиками»
Цель: развитие слухового восприятия.
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
«Многоножки»
Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
«Двуножки»
Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках участвует только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони.
«Слоны»
Средний превращается в «хобот», остальные – в ноги слона. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все четыре лапы. Возможны также гонки слонов.
«Морские волны»
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе замирают» По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми садятся и т.д. По сигналу ведущего «шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу.
«Ловим комаров»
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: « Давайте представим, что наступило лето, я открыл форточку и к нам в класс налетело много комаров. По команде «Начали» вы будете ловить комаров. Вот так. Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе сжимая и разжимая при этом кулаки. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех. Кто сидит рядом. По команде «стой» вы садитесь вот так: педагог показывает как надо сесть ( на свое усмотрение).